Кривая Бандуры или Как мотивировать себя не бросая начатое

Было ли у вас так, что вы решили начать что-то новое: 

  • ходить в спортзал, но после 2х занятий вы почему-то сливались?
  • активно вести соцсети, а когда что-то происходило с мотивацией — вы пропадали с радаров социальных сетей?
  • начинали учиться, но по дороге к знаниям растеряли мотивацию и думаете: а надо ли?

В этой статье узнаете, как все происходит на самом деле, и как можно сохранить мотивацию и продолжить осваивать начатое.

Как все происходит на самом деле:

Существует закономерность в процессе обучения личности чему-то новому (знаниям, навыкам, обучениям в чем-то), которую сформулировал американский психолог Альберт Бандура, преподаватель Стэнфорда еще во второй половине 20ого века. 

Эта закономерность изображается в виде графика, который называется кривой Бандуры. График демонстрирует взаимосвязь времени (количества попыток), уровня компетентности человека в том, чему он обучается, и его ожиданий.

На кривой Бандуры мы видим две оси:

  • X- время
  • Y- уровень профессиональной компетентности

Кривая ожидаемой компетентности — это то, как ожидаемо должна расти компетентность в любом навыке, который приобретается (когнитивный,
эмоциональный, физический и т.п.).

Точка «Начальный уровень развития»
На графике есть некая Точка 0 (Начальный уровень развития), когда мы начинаем обучаться чему-либо.

Представьте (или вспомните), как вы только начали, например вести блог. Глаза горят, столько идей, сколько возможностей от ведения блога. На этом этапе вы полны энтузиазма, готовы уделять по несколько часов новому проекту.

Точка «1-ая точка начала регрессии»
После начала обучения всегда наблюдается достаточно резкий взлет, а затем следует остановка в точке «l-ая точка начала регрессии».

Такой этап характеризуется тем, что после первоначального энтузиазма наступает некий ступор. Вы начинаете подозревать, что с ведение блога не такое уж и легкое дело. Да и возможностей не особо то и видно. Подписчиков не так много, как ожидалось, и все как будто напрасно. Непонятно получится ли. Сомнения и тревоги.

Точка «Барьер преодоления (1)»
После прохождения второй точки происходит резкое падение до точки ниже начального уровня, которая названа «Барьером преодоления (1)».

Барьер преодоления — это то дно, от которого мы можем либо оттолкнуться и пойти резко вверх, либо остаться на нем, не двигаясь дальше.
Барьер преодоления можно сравнить с нарциссической раной, которая активируется, когда мы идем во что-то новое и чувствуем себя в этом новом «маленьким человеком в мире больших людей»- переживаем собственную беспомощность.

На этом этапе отваливаются 95%.

Точка «Перенос знаний в профессиональный контекст»
Если человек отталкивается от дна (Барьер преодоления), он делает резкий скачок вверх до точки значительно выше точки начала обучения, а именно до точки, которая на графике имеет название «Перенос знаний в профессиональный контекст».

Тут ты и понимаешь как это все работает, что сила маленьких шагов действительно — сила. И стоит лишь только преодолеть барьер. Блог становится приятной рутиной, ты уделяешь достаточное время и понимаешь какие действия ведут к результату, а какие нет. Чувствуешь свою экспертность и получаешь те самые возможности от блога.

Точка «2-ая точка начала регрессии»
После прохождения предыдущей точки, снова наблюдается небольшой регресс.

И тут важно не останавливаться. Само по себе знание о том, что регрессия и барьеры – закономерные этапы в любом нарабатываемом навыке, позволяет относиться к ним позитивно.

Если вы видите откат в ваших результатах, скажите себе: «Здорово! Я прошла уже столько, что подошла к той части кривой Бандуры, где меня ждет прорыв!».

Точка «Барьер преодоления (2)»
Далее следует второй барьер преодоления, но в этой точке человек не возвращается к своей первоначальной точке даже близко, т.е. развитость его навыка уже много выше, чем вначале обучения, не говоря уже о спуске ниже Точки О.
В этой точке может быть два исхода: либо человек снова отталкивается от этого дна и идет вверх, либо бросает нарабатывать конкретный навык (уходит из профессии, обучения, отношений и т.п.).

Точка «Запуск синергетического эффекта»
После прохождения данной точки глубоких падений уже не будет, поскольку у человека наработан такой уровень компетенций, который не даст ему регрессировать.

Вывод

Подумайте, какой ресурс вам нужен: новые знания, обратная связь и поддержка, а может просто какое-то поощрение за проделанную работу.

Любые процессы развития, так или иначе содержат закономерности, описанные с помощью Кривой Бандуры. Точно также и проходит процесс психотерапии.

Часто на консультациях со своими клиентами, в таких ситуациях, я помогаю им увидеть очень важную вещь — что общее направление изменений прогрессивно. Несмотря на падения, на самом деле они движутся вверх.

А Вы слышали про Кривую Бандуры?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *